Выбор места играет далеко не последнюю роль в успешной ловле рыбы. Рыболов-спортсмен, а равно и любитель, тренируют такие качества, как наблюдательность, смекалку, умение хорошо ориентироваться на местности.

Чем руководствоваться при подборе места ужения рыбы? Где остановиться, куда - в ожидании чуда - закинуть снасть? Где быстрее всего можно рассчитывать на счастливую поклевку? Такие вопросы возникают у каждого рыболова, едва он прибудет на берег реки, пруда или озера.

Известно: рыба всегда идет вверх по течению, «на струю». Поэтому полезно облавливать перекаты, ямки чуть ниже быстрины, где течение затихает, образуя водовороты. Здесь рыба задерживается, отдыхает, кормится; здесь заманчиво кружится вода, и наверняка может случиться счастливая поклевка.

Небольшая речушка, ручеек, впадающие в водохранилище, несут с собой обилие корма, в их устье всегда держится рыба.

Мосты, сваи, обросшие зеленой тиной (шелковником), затонувшие деревья, топляки - излюбленные места стоянок рыбы. А там, где берега образуют крутые обрывы; там, где кряжистые дубы, вязы и ольхи с подмытыми корнями шатром склонились над водой, - всегда стоят язи, голавли, поджидая упавших с веток насекомых и их личинок. Хороши, романтичны такие места: для рыбы здесь и корм, и тень; для рыболова - маскировка, прохлада от жаркого солнышка, затишье-от ветерка.

«Рыба ищет, где глубже...» - поговорка сугубо относительная. Не всегда, особенно теплым летом, рыбье население прячется в толще воды. Даже такие глубинные рыбы, как сом, налим, сазан, лещ, посещают верхние слои, прогреваемые отмели, перекаты. Сом и налим делают это ночью, сазан - среди бела дня. А вот чтобы к приваде выстроить очередь лещей, нужно найти рыбью «тропу» между двумя плесами или определить участок реки между ямой с топляками (где лещи днем «ночуют») и чистой отмелью с травой, куда они ходят ночью и на заре на кормежку, а когда ободняет, снова сплывают на рекордные глубины. Там же, на этих глубинах, отсиживаются и глазастые судаки.

Хороши места, где крутой берег уходит мысом к середине реки или озера, а на противоположном - песчаная коса. Здесь вся рыба проходит под крутым берегом: закидывай снасть - наверняка клюнет! А вот около плотин, шлюзов истинный любитель рыбу ловить никогда не будет, ибо пропадает настоящий спортивный интерес, потому, как рыба скапливается здесь в больших количествах, и радость приносит только хапуге.

Выбор места ловли играет очень важную роль. Нужно чтобы омут был рядом, мель - по соседству, плес - невдалеке, а вдоль по берегу - непролазные камыши. Тогда и рыбалка будет интересной. У опытных рыболовов есть правило: «Делай все наоборот». На широкой реке они ловят там, где она сужается; на узкой - там, где она разливается плесами. Если значительный участок реки изобилует отмелями и перекатами, они выбирают ямку, омуток; а если несколько сот метров тянется глубина - ловят там, где помельче. Если дно заросло водной растительностью, - забрасывают снасть на чистых местах или расчищают «окна», дно которых иногда посыпают песком; если донный грунт свободен от растений, закидывают удочку туда, где растут водоросли, поближе к зарослям тростника, камыша, рогоза.

Но неравноценны рыбные пастбища. Плантации рдестов, хвоща, стрелолиста, обильно выделяют кислород, здесь рыба чувствует себя так же, как люди в сосновом лесу. Здесь рыбы находят свое убежище и обильное питание, с удовольствием собирая с растений всевозможных личинок и рачков. А заросли роголиста, густые переплетения элодеи (водяная чума) у рыб почему-то не в почете, и они их избегают.

Трава - травой, а выбор места ужения должен соответствовать рыбе, которую собираются ловить. Например, линь, карась, красноперка, отчасти плотва любят подводные заросли с глубоким илистым дном (причем красноперка иногда поднимается в верхние слои воды и клюет под лопухами); а подуст, елец, пескарь предпочитают держаться на чистом песчаном дне, на быстрине, и в траву их не заманишь. Возможность поймать и побороться с сильной и могучей рыбой - жерехом - нужно искать на омутах, которые образуются ниже перекатов: жерех большую часть лета кормится мелкой рыбешкой, а мелочь, как правило, гуляет на мелких перекатах, но долго противостоять быстрому течению не может, скатывается в омуты. Тут речной разбойник ее и поджидает.

Одни и те же места засады у щук и окуней: вдоль кромки камышей, тростников, под сваями старых мостов, под корягами. Однако крупняк предпочитает держаться в глубоких ямах, и на мель его толкает только сильный голод.

По своему превалирующему количеству из всех распространенных рыб для прудов и озер является карась, для рек - плотва. Эти виды настолько многочисленны, что поймать их можно в самых неожиданных местах.

Подводные обитатели очень любят устья впадающих в водохранилище рек и речек. Для крупной рыбы хорошими пастбищами, служат так называемые зоны илонакопления - участки самые тихие, самые глубокие, богатые запасами кормов. Поэтому в низовьях рек рыбы всегда больше, чем в верховьях или на среднем течении. А вот на песчаных мелководьях, и в зонах, где течение размывает донные откосы, корма мало - нет здесь и солидной рыбы.

Порой понравится хорошее место: играет, плещется рыба, а подхода к нему нет - берег топкий, не размахнешься, не забросишь снасть, мешают заросли тростника. И тут рыболова выручает смекалка: устроив настил из вырубленного тростника, устелив его камышом, он с комфортом располагается в «засидке», и, запасшись хорошим средством от комаров, сливается с природой.

Для тех, кто ловит в сельской местности, кто любит выезжать на рыбалку далеко за город, будет полезен и такой совет. Заход стада в реку на водопой или переправа коров на другой берег вызывают активнейший клев «белой» рыбы. Стадо ворошит ногами песок и пускает такую струю мути, что рыба издалека поднимается к месту водопоя: отсюда течение смывает не только личинок, поднятых копытами со дна, но и насекомых, падающих со скота, - мух и слепней. Ловить можно с берега и взабродку, прямо из-под ног животных как поверху, так и со дна, наживив на крючок опарыша, кузнечика, муху, слепня. Особенно хорошо берет рыба, когда стадо приходит на вечерний водопой.

Рыбы живут еще пока тайной, загадочной для нас жизнью. Так, например, они бдительно держат под контролем уровень воды водоема, в котором они находятся. Однажды я наполнил ванну и вывалил туда пойманных на озере карасей. Рыбы моментально освоились с новой обстановкой, спокойно плавали, лениво шевеля плавниками. Но стоило мне открыть сливную пробку, как озерные гости начали панически метаться в поисках спасения. Когда я вновь наполнил домашнюю посудину до верху водой, - караси опять спокойно плавали, будто ничего не произошло.

Целый месяц я жил без водных процедур, но каждый день открывал и закрывал в ванне «сливной шлюз». И каждый раз у моих гостей была одна и та же реакция: как только уровень воды в ванне снижался всего на один миллиметр - караси в панике метались по своей резервации в поисках спасения, они моментально реагировали на начало падения уровня воды. И каждый раз, когда вода вся уходила в канализацию, они ложились на бок на дне эмалированной посудины, замирали в неподвижности, не пытаясь даже трепыхнуться.

Вот почему при огромном нашествии рыболовов на какой-нибудь пруд (зимой не везде, например, проедешь), рыбохозяйственники приоткрывают створку сливного устройства: уровень воды начинает падать, рыбы моментально это воспринимают и перестают клевать. Аналогичное бесклевье случается и в больших водохранилищах в тот момент, когда идет сброс воды.

Но у рыбных стай нет вожака, их поведением руководит врожденный инстинкт. И собираются они большими группами порой просто по воле обстоятельств ,так что стая - это даже не «братья и сестры». Скорее всего в косяк собираются равные по силе и по возрасту соплеменники. Их увлекает течение. Например, во время весеннего таяния снега косяки окуней нужно искать у верхнего бьефа плотин сельских прудов. Особенно кучно рыба скапливается около сливных устройств. Дело в том, что в прудах вода стоит неподвижно всю зиму. Но с началом повышения уровня начинается ее автоматический сброс (дабы не сорвало плотину), и в искусственном водоеме образуется слабое течение. Пруд становится проточным. Извечный инстинкт толкает рыб плыть туда, куда уходит вода... Искать рыбу таким приемом можно только в малых искусственных водоемах и ловить можно только сорную рыбу: окуней, ершей, пескарей, уклейку. В водохранилищах ловля рыбы на расстоянии 500 метров с обеих сторон плотины запрещена.

Но из всякого правила есть исключение. Иногда рыба идет не вниз по течению, а наоборот, как в реке, - против ее направления. Она поднимается в верховье пруда, забивается в усынки, т. е. подходит к тем источникам, откуда поступает свежая, обогащенная кислородом, вода. И здесь, под веселые трели жаворонков, на границе мутной и светлой воды порой случается небывалый клев окуней по последнему льду...

Спорный вопрос о ловле рыбы на сильном ветру. Некоторые советуют ловить рыбу только с подветренного берега, потому что ловля против ветра затрудняет забросы, прибивает к берегу поплавки, мешает определению поклевок и пр.; другие утверждают: ловить нужно именно на прибойном берегу - здесь волны сильно аэрируют воду, колошматя ее об землю; ветер сюда сгоняет зоо и фитопланктон, и рыба идет за кормом, а это гарантирует и хорошие уловы. Но на деле чаще всего при сильном ветре поклевок не бывает ни с того, ни с другого берега...